Русская изба начала свою историю с незапамятных времён. Археологические раскопки Новгорода показали, что уже в XII веке на Руси строились избы из брёвен. В те времена семьи были большими (человек тридцать и более) и на такую постройку иногда могло уходить до ста деревьев. Топор был главным инструментом при строительстве из древесины, поэтому и принято было говорить «срубить» избу, а не «построить».

По данным историков, такой инструмент, как пила, вошёл в обиход крестьян только в конце XVII века. Существует мнение, что пилу не использовали преднамеренно, потому что она рвала волокна бревна и открывала доступ влаге, а топор в местах рубки заминал волокна и закрывал их. Гвозди не использовались, потому что вокруг них быстрее гнило дерево.
Не только в деревнях, а и в городах строились избы. Например, Москва, была преимущественно деревянным городом.

Даже царь жил в хоромах из дерева, а все парадные покои, залы были каменными. Наши предки считали, что дерево полезнее для здоровья.
По конструкции изба была квадратным или прямоугольным строением (срубом). Стенами служили горизонтально уложенные брёвна, которые связывались по углам врубками. Под общей кровлей находились жилые и хозяйственные помещения.

Строительством занимались специальные мастера. Можно было купить и готовую избу. К ней пристраивались сени, как бы прихожая, и получалась изба из одной «клети» — комнаты. Кто мог позволить себе, покупали две избы, получался дом «о двух клетях».
Бояре и купцы строили дома на каменных подклетях, где хранили товары, деньги, документы.

По конструкции изба была квадратным или прямоугольным строением (срубом). Стенами служили горизонтально уложенные брёвна, которые связывались по углам врубками. Под общей кровлей находились жилые и хозяйственные помещения.
Сначала избы топились «по-чёрному», и изба от сажи, дыма и копоти ставала почерневшей. Но потом, когда наши предки соорудили дымоход, избы стали «красными», то есть красивыми.

Как правило, изба состояла из одного жилого помещения. Уголок для работы женщин назывался «бабий куть», который находился за печкой по правую сторону от входа и отгораживался занавеской. Часто вместо занавески ставили деревянную филёнчатую перегородку, которая не поднималась до самого потолка и была украшена росписью.
Здесь хозяйки занимались приготовлением пищи и другими своими делами.

Напротив находился «красный угол», где стоял стол, а над ним висели иконы и горела лампадка. В «красном углу» сидел хозяин дома и глава семьи.
Центральное место в русской избе занимала печь. И это не случайно, ведь она и кормит, и греет. Печь символизировала идею домашнего уюта и очага. Именно в обработку архитектуры печи и её роспись народные мастера вкладывали всю свою любовь и душу. Много легенд и обычаев связано с печью. Например, если родители не хотят женитьбы сына на какой-то девушке, а она оказалась проворной, забежала в избу и схватилась за печку, то ничего уж тут не поделаешь,- придётся смириться с выбором сына.

Вдоль всех стен жилого помещения устраивались неподвижные лавки на подножках. Межу подножками мастера могли делать задвижные дверцы и, таким образом, получались ларцы для хранения различных вещей.
А какая же русская изба не украшена вычурными резными узорами?! Часто сам хозяин дома был мастером и украшал резьбой карнизы, наличники, края крыши, крыльцо.
Внутри изба покрывалась росписью: на потолке рисовалось солнце или круги, гирлянды из цветов и плодов. На стенах из брёвен чаще всего рисовали растения, деревья, как символ жизни.
Особое место в избе занимали и сундуки. Зачастую размеры их были внушительными (длинной до 2м) . Сундуки скреплялись железными деталями и украшались росписями и резьбой. В них хранили одежду, ткани. Особенно выделялись красотой свадебные сундуки, куда девушки складывали своё приданное.

При выборе места для дома существовал специальный обряд: вперёд пускали корову и где она ляжет, там строить дом будут. Считалось, что корова выбирает самое тёплое, сухое и светлое место.
В фундамент дома укладывали кости коня, как символ того, что для крестьянина конь – основа всего.
Также верили в духа дома – домового. Жил он, как правило, в печи. Хозяйка, чтобы привлечь домового из старого дома в новый, приносила уголёк из старой печки. Иногда считалось, что домовой селился в подполье. Чтобы его задобрить, первый каравай всегда относили в подпол.