Уже древнейшие сооружения, построенные человеком, несли отображение понимания мира. Прообраз неба – юрта; воплощение перемещения солнца обликом русской избы; образ ладьи предков для жилищ индонезийцев – всё это формы микрокосмоса, созданные фантазией человека.

С распространением христианства по Европе прокатывается волна строительства небольших храмов, заказываемых христианскими общинами. Тогда формируются многочисленные кочующие бригады строителей, которые в 11–12 веках доходят до Руси. Русь — деревянная. Известно, что для строительства некоторых каменных храмов Новгорода Великого приглашались архитекторы из Европы. В тот же период на Руси существовала своя традиция строительства из дерева.

Благодаря обилию этого материала, простоте его обработки, крестьяне традиционно строили дома себе сами, зачастую с помощью соседей. Лишь более зажиточные нанимали бригады плотников. Большей частью мобильные строительные бригады выполняли заказы на возведение храмов из дерева. Одной из наиболее ранних построек такого рода, о которых до нас дошли достоверные сведения, была Десятинная церковь Киева.

Обычно строительная бригада включала зодчего. Он определял план, объём строения.

От более позднего времени сохранились договоры на строительство – так называемые «порядные», которые точно указывали объём, сроки работ. Объём работ измеряли по количеству рядов, размеру брёвен – отсюда название документа.

На Руси строителям приписывались магические качества. Существовал традиционный обрядовый порядок закладки и возведения дома, сопровождаемый угощением строителей. Обиженные плотники могли бросить рубку или сделать так, что законченный дом быстро оказывался нежилым – из-за течи кровли, непонятных шумов или неприятного запаха. Сохранилось множество языческих примет, связанных с деревянной избой.

При освоении Русского Севера новгородцами сначала функции храма христианского выполняла именно изба, лишь потом, на деньги уже обосновавшейся общины, строился храм из дерева. Подвижные бригады строителей, которые сами задумывали и реализовывали строительный объём, существовали на Руси всегда. Эти обычаи сохранились до наших дней, а с высокой плотностью населения Европы, а потому с лёгкостью контроля любой деятельности, уже к 17 веку исчезают свободные бригады строителей, происходит разделение по специализации. Система земельного права, кадастровые планы формируются в Европе уже в Средние века, а к началу 18 века подробный архитектурный проект становится нормой.

Европейская практика была перенесена в Россию Петром 1, но применялась преимущественно для больших городов и при строительстве промышленных сооружений. Климат, природные ресурсы определили характер организации строительства. В Санкт-Петербурге 19 века строительство выполнялось сезонными рабочими из крестьян.

Известный подрядчик по штукатурным работам Антонов, происходивший из крестьян Ярославской губернии, нанимал на лето своих земляков из с. Крестцово на Волге и соседних деревень. О качестве работ, выполняющихся простыми крестьянами, говорит сохранившийся в избе Антонова лепной штукатурный потолок, которому около ста лет. (Интересно, что в некоторой степени такая модель организации, привлечения строительной силы сохраняется сейчас.)

Поскольку штукатурные работы выполнялись только за тёплый период, то в каждом четвёртом доме на селе оставался мужчина, который обрабатывал поля соседей, уехавших на заработки, следил за хозяйством. Весной, при половодье на Волге всё село занималось вязкой плотов из леса, который зимой выкатывался на лёд выше по течению реки, по высокой воде направлялся вниз, до Нижнего Новгорода, Астрахани. Как бригада, — свойственная Средним векам. В этом есть плюсы и минусы. Часто рабочих таких бригад связывает родство или дружба, что ведёт к их большей сплочённости, заинтересованности в работе.