В традиционной русской избе оптимально сочетались и «польза», и «красота», что особенно проявлялось при завершении возведения. Многие мастера именно в завершении строительства видели всеобъемлющую красоту всего здания. Простота конструкции и богатые украшения крыши традиционной русской избы и сегодня удивляют гармоничным сочетанием всех своих конструктивных и художественных элементов.

Конструкции крыши традиционной русской избы

Особенно простой и функциональной конструкцией обладала безгвоздевая самцовая кровля, являющейся одной из самых древних. Опорами такой крыши служили фронтоны торцовых стен из бревен, так называемые «залобниками». На верхний венец сруба, который называли «охулупным», укладывались, укорачиваясь, бревна главного и заднего фасада до самого конька. Эти бревна называли «самцами». В треугольники, образованные укладкой таких бревен, врубали бревна — «слеги», которые выполняли функцию основания кровли или «решетины». Верхушки фронтов соединяла слега, называемая «князевой». Именно это бревно являлось завершением конструкции крыши.

К основанию крыши крепились крюки природного происхождения, или «курицы», которые изготавливали из выкорчеванных с корнем стволов молодых елей, которые тщательно обтесывали. «Курицами» их прозвали из-за того, что мастера естественно отогнутые концы оформляли в виде птичьих голов. Эти художественные крюки предназначались для крепления сточных желобов, которые выдалбливались по длине бревна. В них упирались кровельные тесовые доски, уложенные на обрешетку.

Устройство кровли обычно было двухслойным. Нижний слой, который выполняли из теса, который укладывали плотно друг к другу. Затем на крышу укладывался слой из бересты, которая известна своей влагостойкостью, а уже верхний слой кровли выполнялся укладкой дранки, представляющей собой колотые двухметровые доски, которые плотно прижимались к скатам небольшими бревнами, так называемыми «гнетами».

На стык скатов устанавливали так называемый «шелом», представляющее собой корытообразное бревно, его конец которого выходил на передний фасад. Этот элемент крыши изготавливали из тяжелого массивного бревна, которое еще называли «охлупнем». Оно плотно прижимало тесины, предотвращая снос их ветром. Передний конец этого бревна скульптурной резьбой выполнялся в виде головы коня или птицы. В северных районах страны конец шелома выполняли в виде головы оленя, которую венчали настоящие оленьи рога. Искусное выполнение этих скульптурных элементов необычайно красиво смотрелись на фоне неба.

Такое художественное завершение строительства избы для простого народа имело чуть ли не ритуальный смысл, который скорее всего был связан с древне языческим культом коня. Изображения коней очень часто встречаются во внешнем и внутреннем убранстве изб, в росписях мебели, перегородок и обшивочных досок печи. Голова коня часто украшала прялки и другие предметы быта. Значение этой символики было со временем утрачено, но традиция украшения верхней части крыши скульптурной резьбой в форме головы коня бережно хранилась веками, получив даже отдельное название – «конек».

Особенно интересный конструктивный прием использовали для поддержания широкого свеса крыши. Для этого с главного фасада выполняли постепенное удлинение выходящих за пределы сруба верхних бревен. В результате чего получались своего рода массивные кронштейны, которые и служили опорой передней части кровли. Широко выступающая крыша выполнялась для защиты венцов сруба от природных осадков. Эти кронштейны для поддержания крыши в народе прозвали «выпусками», «повалами» и «помочами». Обычно на них также устраивали балконы, обходные галереи, крыльцо и т.д. Их украшали четкой и простой резьбой, которая придавала дому более привлекательный и монументальный вид.

Именно «самцовый» тип устройства кровли получил наибольшее распространение на Севере, с его добротными лесами. Рассматривая конструкцию традиционной русской избы, заметно, что мастера особо важные структурные узлы самцовой кровли, играющие главную роль в создании общей композиции, всегда подчеркивали художественным оформлением: скульптурной резьбой, орнаментами и т.д.

В более позднем искусстве русского зодчества, которое особенно широко распространилось в областях средней полосы России, крышу стали выполнять с использованием стропильной системы, а бревенчатые фронтоны заменили на дощатые. Такое конструктивное решение, хоть и было практичным, с точки зрения общей композиции и фактуры здания было невыразительным, поэтому мастера стали применять лобовую резную доску, которая была очень широкой и сглаживала этот нелепый переход от бревенчатой стены к дощатой. Кроме того, этот художественный прием позволял избавиться от щели, получавшейся при устройстве дощатых фронтов. Однако, некоторые элементы более ранних сооружений еще долго использовались в этом типе крестьянских изб. Это и стало основной причиной применения традиционной схемы декоративного украшения главного фасада.