В середине XIX века грубые и простые техники декорирования постепенно утрачиваются. В поселениях возле заводов и окрестных деревнях резьба становится основным средством украшения. Ею покрывают наличники, карнизы, крыльца, подъезды и ворота.
Суровые декоративные элементы разбросаны по всем частям дома, практически не упуская ни одной архитектурной детали. Вслед за геометрическим узором распространяются цветочные орнаменты, на деталях появляются сказочные животные и птицы, различные фантастические узоры.
В результате декоративное убранство начинает приобретать характер, все более независимый от архитектурной формы и дизайна. Более того, декоративные элементы порой искажают конструктивную суть зданий.
До полной независимости существования декоративного убранства от архитектурной формы здания оставался всего один шаг, и этот шаг был сделан к середине XIX века. Декор стал активно воздействовать на зрителя, притягивая его взгляд, заставляя удивляться изысканным узорам.
Многие из старых, потемневших от времени деревянных домов, сохранившихся в деревнях и городах России, сегодня не утратили своего эмоционально светлого, радостного облика. И это не случайно. Создатели резного декора сознательно стремились «усилить праздничность среды обитания людей, придать ей поэтическое настроение, перевести повседневность в сферу необычного, торжественного. … . «.
Уже в начале прошлого века приемы народной архитектуры привлекли внимание профессиональных архитекторов.
Так, в 1815 году К. Росси построил недалеко от Петербурга деревню Глазово, крестьянские дома которой были богато украшены резьбой по дереву. Здания, украшенные деревянными резными деталями, были спроектированы О. Монферраном в 1820-х годах для парковых сооружений Екатерингофа и деревни близ Царского Села. О. Монферран также использовал мотивы народного искусства при строительстве так называемой русской избы в Потсдаме.
«Никольский дом» в английском парке Петергофа и «крестьянские дома» в деревне Бабий Гон были построены архитектором А. И. Штакеншнейдером. Кавычки здесь отнюдь не случайны. Эти здания только назывались крестьянскими, но по сути были загородными дачами русской знати.
Но важно другое: приемы и мотивы народной архитектуры получили признание в разных слоях русского общества и легли в основу так называемого русского стиля — демократического направления, существовавшего в 1850-1880 годах.