Все чаще в различных источниках: журналах и телепередачах появляется информация об усадьбах. Интернет заполонили фотографии разрушенных усадеб с призывами о помощи.
В связи с этим появляется логичный ответ на это – тема актуальна и требует особого рассмотрения. Потребность в исследовании, сохранении и использовании усадебного наследия обусловлена, прежде всего, ролью усадьбы в жизни дворянского сословия и интеллигенции, особым значением усадьбы и степенью участия в истории и культурных преобразованиях, которые происходили и происходят сегодня в стране.
Концептуальное исследование усадебной культуры на протяжении всего периода ее существования (с учетом углубленного анализа социальной истории тех сословий, представителями которых являлись владельцы усадеб) требует и дальнейшего расширения источниковой базы.
Следует отметить, что социально-экономический и юридический аспекты в изучении усадебной культуры базируются на достаточно обширном круге источников, значительная часть которых еще не востребована исследователями «усадьбоведами». Что касается самого термина «усадьбоведение», то он был выработан Обществом изучения русской усадьбы во главе с В. В. Згурой.
Под термином подразумевалось изучение усадеб, сбор документации, связанной с их историей, ведение картотеки, которая включала сведения о названии, местонахождении усадьбы, архитектуре, истории, владельцах, сохранности усадьбы и ее использовании.
А это говорит, что нужно продолжать не только дальнейшее еще более углубленное изучение, но и детальное прорабатывание источников. Хотя та старая усадебная дворянская культура с балами и праздниками канула в прошлое, и нет сейчас тех дворян, которые получали дворянство по особым заслугам и которые заботились о культурном облике и самом «наполнении» сокровищами поместий – все возвращается вновь.
И по сей день существует дворянское собрание для потомков прежних дворян, где пока еще немногие потомки приобретают старые усадьбы в долгосрочную аренду, либо же по возможности финансово содействуют восстановлению. Приведем несколько примеров:
- потомок великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова полный его тезка М. Ю. Лермонтов своими силами с участием организованного им фонда «Лермонтовское наследие» с 1992 г. начал восстановление фамильной усадьбы «Середниково»;
- усадьба «Хвалевское» в Бабаевском районе, которая принадлежала директору Департамента таможенных сборов Российской Империи, близкому соратнику императора Александра III – Николаю Александровичу Качалову, где восстановление велось на средства потомков, семьи Войцеховских-Качаловых, при поддержке и участии местных жителей, усадьбу восстановили как культурный центр региона;
- потомок декабриста Сергея Муравьева-Апостола, Кристоф Муравьев-Апостол, в течение 20 лет тратил деньги на восстановление старинной усадьбы Москвы на Старой Басманной улице и хочет подарить здание городу для использования его в культурных целях, для музейных выставок;
- можно отметить и усадьбу «Воронино» в Ярославской области, где фонд «Возрождения русской усадьбы» совместно с потомком дворян Леонтьевых, Сергеем Леонтьевым, оформил в собственность заброшенный усадебный комплекс, который планируется восстановить и использовать в дальнейшем как многофункциональный туристический объект.
В настоящее время усадебная культура продолжает развиваться как способ восстановления старого, пусть незначительного от общего числа имеющихся усадеб, или же постройка совершенно нового, но с учетом тенденций стиля и архитектуры определенного периода времени.
Примечательно, что при всем изменении стилистических особенностей и принципов компоновки усадебных сооружений и проникновениия в усадебную культуру новых веяний, ощущение традиционного характера усадебной культуры не оставляло ни хозяев имений, ни их гостей, что находило отражение в беллетристике, периодике, драматургии и изобразительном искусстве того времени.
К примеру, сейчас усадьбы активно используются как самостоятельные дома, выкупленные и восстановленные, так и помещения другого назначения: музейные комплексы, культурно-досуговые центры. Но, несмотря на позитивные моменты, с каждым годом ученые отмечают губительное разрушение усадеб, которые, к сожалению, не входят в список защищенных законом.
Решающее значение для усадьбы как объекта недвижимости играет официальный статус, который определяет ее историческое и культурное значение. На сегодняшний день существует три категории исторических сооружений: памятники федерального, регионального и местного значения, которые находятся в ведении соответствующих органов власти.
И если региональные и местные памятники теоретически можно получить в собственность, то в отношении федеральных объектов возможна лишь долгосрочная (на 49 лет) аренда. Что собственно не вызывает особого желания среди желающих выкупить усадьбу, что становится непреодолимым препятствием в приватизации и приводит к тому, что усадьба теряет своего «клиента» и продолжает разрушаться и дальше.
Однако по подсчетам специалистов общий объем инвестиций, необходимых для восстановления всех российских усадебных комплексов, составляет 85 млрд. долларов. К счастью, иногда государство субсидирует особо значимые проекты восстановления усадеб. К таким проектам можно отнести:
- реставрацию усадьбы прославленного деятеля русской православной церкви Игнатия Брянчанинова, расположенную в Вологодской области в селе Покровское, реставрация длилась с 1997 по 2009 г. (государство выделило 90,6 млн руб.), усадьба используется сейчас как музейный и духовный центр;
- также в качестве примера можно указать и усадьбу выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева в селе Маринино Ковровского района Владимирской области, где финансирование на восстановление поступило с регионального уровня – из государственного центра по охране памятников и из бюджета района.
Но такие примеры единичны. Все усадьбы восстановить за счет федерального бюджета не получится никогда. Но есть и позитивный момент – сегодня отношение к усадьбам меняется, с ростом увеличения богатых слоев населения, состоятельных людей и корпораций, у которых возникает спрос на усадебные дома как перспективные объекты недвижимости.
В связи с этим можно отметить:
- усадьбу князей Куракиных «Степановское-Волосово», расположенную в Московской области, что была взята первоначально в аренду, а сейчас выкуплена в собственность бизнесменом С. Васильевым и уже почти полностью восстановлена и предназначена для частного проживания;
- можно отметить и бывшую дворянскую усадьбу «Марьино» Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области, восстановленная нынешней владелицей Г. Г. Степановой, используемая как туристический комплекс с функциями отеля.
Однако тут еще есть небольшая проблема в связи с переходом усадьбы в собственность частных лиц. Стоит замечать и для каких целей она приобретается, и в чьей собственности будет находиться. Важно при этом сохранять исторический облик зданий и сооружений и свободный доступ к памятникам, даже если он находится в руках частного инвестора.
Усадебные комплексы должны передаваться комплексно инвестору для полного, а не выборочного восстановления объектов. Реставрация должна соответствовать научной документации, а инвесторы обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На наш взгляд, представляется более возможным для дальнейшей жизни усадьбы и предпочтительнее отдавать ее в частные владения. Тем самым обеспечить ей должный уход на долгие годы. Причем при восстановлении усадьбы нужно предусматривать и восстановление парка и прилегающей территории с хозяйственными постройками, дабы воссоздать исторический облик.
Итак, подведем итоги.
Усадьба как культурное явление живо, усадебные комплексы должны восстанавливаться, и мы – стремиться привлекать гораздо большее внимание к ним и прилагать больше усилий для восстановления и их дальнейшего развития. Для начала наиболее доступными путями сохранения и популяризации будет являться:
- сбор и публикация информации об истории, владельцах, творивших архитекторах, парках;
- телевизионные и радиопередачи, которые будут способствовать популяризации; – привлечение внимания путем публикаций материалов в СМИ, в том числе и глянцевых журналах;
- участие студентов и школьников в волонтерских движениях по восстановлению усадеб;
- создание организованных фондов (возможно именных) в поддержку усадеб.