Большой интерес для архитекторов представляет развитие устройства окон, в результате которого примитивное окно, представляющее собой просто отверстие в стене бревенчатой избы, и служившее для освещение внутренних комнат, а иногда и для вывода дамы из курных изб. Со временем окно русской избы стало «красным», что означает «красивым», оно по прежнему служило для освещения внутренних помещений, но, в то же время, оно было неотъемлемым украшением убранства дома.

В самых первых деревянных строениях древней Руси окна, которые были не чем иным, как световыми или смотровыми проемами, выполнялись весьма небольших размеров. Это делалось с целью сохранения прочности конструкции сруба. Их прорубали в двух смежных бревнах на половину каждого. Такой прием позволял не перерубать бревна стены, а тем самым сохранить монолитность клети.

Окна такого типа называли «волоковыми». Это названия они получили из-за способа их закрытия, так как изнутри они «заволакивались» доской, которая перемещалась по примитивному задвижному механизму, представляющему собой деревянные желобки с пазами. Такой простейший задвижной механизм предотвращал остывание помещения в холодное время года. Зимой, при необходимости освещения комнаты задвижную доску убирали и вставляли в смотровой проем «оконницу» из прозрачного материала (бычьего пузыря, тонких липовых дощечек или рыбьего «паюса», а иногда обычную ледяную пластину примораживали к оконному проему). Когда необходимо было удалить излишек дыма в помещении, задвижку выдвигали. Летом, как правило, оконницы вовсе убирали.

Наиболее дорогим было выполнение оконниц из слюды, хотя этот прозрачный материал делал окна более функциональными по освещению. При устройстве оконницы небольшие кусочки слюды сшивались крученным конским волосом, поэтому выполненную подобным образом оконницу прозвали «шитухой». В особых случаях кусочки слюды скреплялись металлическими полосками, но такое устройство оконниц было чрезвычайно дорогим, поэтому применялось, как правило, в домах зажиточных слоев населения и знати.

В старинных деревянных постройках конструктивно было принято размещать на главном фасаде три волоковых окна. А со временем среднее волоковое окно заменяли на большое «красное». При устройстве такого окна перерубались несколько бревен, что могло значительно ослабить конструкцию сруба, поэтому, чтобы избежать этого, оконные проемы при выполнении «красных» окон укрепляли толстыми косяками. Вследствие этого такие окна в народе получили еще одно название – «косящатые». Сделать в избе окно – в народе называлось «обоконить избу». Под этим выражением понималось: прорубить в стене оконный проем и врубить в него «обоконку», состоявшую из верхнего косяка, или «вершника», и боковых косяков. Нижние брусья косяков упирались в венец сруба. После укрепления оконного проема вставляли раму с бычьими, паюсными или слюдяными оконницами.

Со временем массивные косяки и колоды заменили менее тяжелыми, но весьма надежными оконными коробками. Их стыки с рубленной стеной отделывали накладкой специальных досок, или «наличников», что позволило защитить помещение от проникновения влаги и холода. С использованием этой конструкции окон, их стали делать еще больших размеров, а от волоковых окон в жилых строениях вскоре вовсе отказались. Они сохранились только в хозяйственных помещениях крестьянских изб и в подклетах старых построек.

При строительстве традиционных деревянных изб особое внимание уделялось расположению окон. Их вырубали так, чтобы все функциональные зоны помещения достаточно освещались естественным светом. Большое значение крестьяне придавали в избе «красному» углу, месту в котором располагались иконы. Необходимо было добиться хорошего освещения этой зоны помещения, поэтому окна вырубали в стенах, смежных с ним. Хорошо освещаться должен был и печной угол, так называемый «бабий кут». Так как расположение этих важных зон жилого пространства, как правило, строго определялось традициями народного быта, то и расположение окон в избе было всегда предопределено. Поэтому, соблюдая вековые традиции предков, мастера зачастую не вносили никаких изменений.