Между стеной печи и стеной дома устраивали настил, опиравшийся на столбы и опечек. Это так называемые полати. Полати — непременная принадлежность внутреннего устройства жилья с печью в одном из ближайших ко входу углов. Они были довольно высоко расположены над полом.
Состояли полати из настила и имели ограждение с той стороны, где открывались в основное пространство избы. Низкая часть избы под полатями представляла собой подобие нашей передней, где можно было снять верхнюю одежду, вытереть ноги, умыться у рукомойника, сложить одежду и инструменты. Здесь могли ожидать те, кто не проходил в переднюю часть избы.
Пол этой части избы был сравнительно грязным, эта часть избы была очень беспокойной, в нее часто поступал холодный воздух из открываемых дверей. Полати в какой-то степени прикрывали и затеняли эту тесную и непарадную часть жилища. Днем во время топки печи дым заполнял верхнюю половину избы, а под полатями гулял холодный воздух с улицы от двери.
Вечером же, после того, как дым выходил, а входная дверь запиралась, полати становились наиболее теплым и удобным местом для ночлега. На полатях спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох.
Вдоль стен над лавками на уровне человеческого роста шли длинные деревянные полки — воронцы. Между верхними полками и лавками, стену могла украшать роспись, так как здесь сажа не оседала. Роспись делали либо прямо по тесаному дереву, либо по тонкому слою левкаса, нанесенного на стену. Поставец — небольшие настенные полки без дверей, их крепили к стенам на железных петлях и задергивали суконными или шелковыми занавесками. Были поставцы и в виде напольных шкафов. Делали их уступом: на широком основании размещался более узкий шкаф. Поставцы-рундуки укрепляли на стене снизу и наглухо.
По своим пропорциям и излишнему запасу материала русская народная мебель несколько грузна. Делали мебель из сосны, липы, березы, клена и дуба. Основной мебелью были лавки и столы. Были и одры — постели. Все эти предметы крепились к полу. Лавки были неподвижными, а скамьи могли передвигать.
Назначение лавок было в избе различно: в красном углу — парадные, у двери — как мебель для прихожей, на кухне — для хозяйственных работ. Лавки около стен встраивали и прибивали к стене и полу. Лавка плотно примыкала к стене, поддерживалась или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными ножками. Ножки назывались стамишки. К краю лавки с внешней стороны прибивали доску, обделанную несложным узором. Резьба на этой доске называлась опушкой.
Скамьи делали из липы, сосны и дуба. Вначале они имели дощатые боковины с полукруглым вырезом в нижней части досок. Позднее вместо боковин стали делать ножки, узорную спинку и подлокотники. Место на лавке было более престижным, чем на скамье. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или скамью.
Русская изба с красным углом и иконами напротив входа напоминала храм с алтарем. Красный угол всегда делали по диагонали от печи. Входивший человек обязательно устремлял свой взор в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. Основное украшение дома — образа, то есть иконы. Их было множество в каждом покое. Они были деревянные, иконописные, в красивых золотых и серебряных окладах и ставились на полки и в киоты.
Тогда любили покупать иконы: их хранили свято и передавали из поколения в поколение. Иконы задергивали в углу занавесом — застенком. Каждая икона завешивалась отдельной занавеской — убрусцем, а внизу спускался кусок материи — пелена. Все эти занавески украшали драгоценными камнями.
Перед иконами вешали лампады — специальные небольшие сосуды с маслом. Место с иконами в углу называли божницей, (от слова «божиться», то есть креститься). Божницу украшали сухими травами, ветками сухой березы и вербы, и белоснежными полотенцами. Под божницей стоял обеденный стол.
Вообще в те времена все были глубоко верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных — «христианин», «христианский». Большое значение семья придавала христианским молитвам: утром, вечером, перед едой — это был обязательный ритуал. Регулярно посещали церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Также строго соблюдали посты — отказ от мясной, молочной и яичной пищи в течение долгого времени.
В красном углу обычно ставили столы. Столы делали массивными и устойчивыми. Верхняя доска не имела никаких украшений, они были сосредоточены на подстолье с выдвижными ящиками или небольшим шкафчиком с дверцами, покрытыми резьбой. Резьба обычно покрывала только края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивавшихся в своей нижней части резными пере- хватцами.
Столы и лавки обычно делали дубовыми. Столы из дуба, ели, сосны не меняли квадратных или прямоугольных крышек, менялось с веками подстолье. Ножки, рамки и филенки украшали точеными деталями и резным орнаментом. Иногда крышки столов расписывали «живописным письмом».
Столы по традиции делали длинными. Большие столы ставили перед лавками и обыкновенно покрывали подскатерниками. Во время трапезы застилали и скатерть. Качество скатертей и подскатерников зависело от достатка семьи и от того, каким был день — будничным или праздничным.
В праздники столы застилали бархатными, ал- табасовыми и камковыми с золотошвейными каймами скатертями. В старину очень почитали обычай все укрывать и покрывать: по- лавочниками, наоконниками, коврами. Все покрывала на столах, окнах и лавках назывались хоромным нарядом. Согласно старинным обычаям не следовало украшать стены зеркалами и картинами.
Сундук — коренная русская утварь. Количество сундуков определяло богатство семьи. Сначала сундуки имели плоскую крышку, позднее появились горбатые.
Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Скрыни — сундуки с выдвижными ящиками. Сундуки, укладки, скрыни, погребцы и лари использовались для хранения вещей. Главное внимание при их устройстве обращалось на прочность, и для этого укладки оковывали железными полосами на довольно близком расстоянии друг от друга.
Подголовки — небольшие сундуки черепаховидной формы, известные на Руси с XVI в. В них хранили драгоценные вещи.
Днем подголовки ставили вблизи стола в красном углу, а вечером, когда ложились спать, их переносили под подушки. Постель делали из двух рядом поставленных лавок. На них клали пуховик, перину, изголовье и подушки, обычно три штуки. Стелили простыни и одеяла. Все это зависело от достатка хозяев.
Постели нарядно убирали. Наволочки шили бархатные, атласные, любили красный цвет, или белый, по краям их украшали жемчугом. Одеяла шили атласные, красного цвета, подбивали соболем или зайцем и каймой из серебра. Перины набивали лебяжьим и чижовым пухом.
Дом освещали восковыми свечами, лучинами и жирниками — светильниками Подголовник с маслом. Сальные свечи появились в XVII веке. Пучки тонко расщепленных лучинок вставляли в железные держатели — светцы. Они представляли собой стержни с разветвлениями, куда и вставляли лучину. Светцы вбивали в стены и лавки, иногда были и на полу.Тогда во избежание пожара под светец подставляли корыто с водой или песком.
Светильники: светцы для лучины, плошка для масла и подсвечники плоские чашечки с загнутым краем и спиральной ручкой. В них вставляли фитиль. Он горел не так ярко, как лучина, но зато дымил меньше и горел дольше. Даже в богатых домах был слабый свет и искусственное освещение: лучина, светцы, плошки, свечи.
Вся посуда в доме была деревянная, а горшки — глиняные. Латки — низкие плоские миски делали из твердого материала — чугуна.
В княжеских и боярских усадьбах обязательно были псарни. Для лова животных использовали «лоших» или зверовых собак, также были «дворные» собаки. Они напоминали лаек. Гончие и борзые собаки только зарождались и назывались их «выжлы» и травильные молоссы или меделяны. Наибольшее распространение имели «дворные» лайки.
На Руси кошка не только ценилась за свои способности по борьбе с крысами, но и почиталась как хранительница домашнего очага и символ уюта. Ее первую пускали в новый дом. И там, где она ложилась, ставили кровать. Русская народная пословица гласила: «Кошка в дом — и радость в нем». Народные приметы гласили: кошка лижет лапу — к гостям, лижется — к ненастью, прячет морду — к холоду; пол скребет — к ветру и метели, крепко спит — значит будет тепло.
Всю утварь тогда делали незатейливыми инструментами. Главным из них был топор.Топоры были плотницкие большие и столярные маленькие топорики. При долблении корыт и изготовлении бочек и кадок использовался особый топор — тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель — плоскую неширокую слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности ее не знали и все делали топорами.
Хозяин чувствовал себя спокойно только за крепким частоколом. Двор занимал большую площадь. Его окружал крепкий частокол — тын. Ворота были широкие, в два метра. Забором на севере служил частокол из толстых кольев, на юге — плетень или дощатый забор. Замет — дощатый забор с закладкой досок в пазы столбов. Ворота были всегда на запоре: днем подпирали, а ночью запирали на замок. У ворот строили караульную избу — воротню. Над воротами богатые ставили иконы. Входные ворота делали на вереях — больших толстых столбах. Вереи украшали резьбой.
Двор имел обычно два вида ворот — парадные и подсобные. От парадных ворот в дом шла широкая мощеная дорога. Двор мостили так, чтобы в дом несли поменьше грязи. Весь двор назывался сельцо, большой двор. Парадная часть называлась красный или передний двор, где стоял дом с теремом, и обыденный задний двор для хозяйственных нужд.
На дворе жили челядь, находились погреба, ледники и амбары, также домашняя церковь. На юге и в центральной части хозяйственные постройки делали столбовой конструкции и плетневые. На севере были хозяйственные постройки — рубленые из дуба, с земляным полом. В банях — мовницах — пол делали из тонких неотесанных жердей, неплотно прилегавших друг к другу для стока воды.
В банях были глинобитные печи, жбаны с водой, ушаты и ковши — все деревянное. Перед баней делали навес. В подклетах же устраивали помещение для ежедневного мытья. Сенник имел два отделения: для сена и соломы. В сушилах хранили мясо и рыбу в рогожках. Завозня — специальная пристройка для телег и саней. Поветь — часть крытого двора для хозяйственного инвентаря. На улицу всегда выходили глухие стены хозяйственных строений.
В мирное время воду для домашних нужд брали из реки. Позже стали делать колодцы. Название происходит от слова «колода» — древесный ствол, дубовый, выдолбленный и углубленный в землю до воды. Колодец делали так; либо наращивали сверху, опуская сруб вниз, либо строили его снизу, вставляя через несколько бревен одно подлинней, чтобы конструкция была надежной. Верхнюю часть колодца перекрывали настилом, оставляя отверстие с крышкой. Над колодцем делали навес на четырех столбах. В отличие от колодцев выгребные ямы облицовывали не срубом, а досками, забранными в столбы или укрепленными вверху одним венцом. Дно выстилали досками или плахами. Древнерусские усадьбы были замкнутыми хозяйственными единицами, содержащими все необходимое для жизни и работы.