Баня появилась на Руси еще до ее крещения. Славяне всегда уважали чистоту. Кроме того, они еще и лечились в бане. Хоть русские бани и несколько «моложе» римских, но тоже отличаются солидным возрастом. Первое упоминание о банях обнаруживается в летописях, относящих их к первому веку до н.э.

Происхождение русских бань остается неясным – то ли их завезли арабы, то ли банька является своеобразным славянским изобретением. Во любом случае, хлещут себя веником так интенсивно только в русской парной и с давних времен. Значение бани для древнего русича было великое: человек и рождался в бане, и бывал омываем в ней, преставившись.

Древнерусская мовь или мыльня располагалась в деревянном срубе, щели которого были проконопачены мхом. Возле одной из стен бани обустраивали очаг с грудой камней, а в потолке вырубали дыру – дымоход. Когда камни раскалялись, их спрыскивали водой из большого чана, и валил целебный пар. Помахивая веником из березы или дуба, древний русич потел, от него отступала хворь, открывались поры, стекала грязь. При Владимире-Красном Солнышке бани воспринимались как места лечения занемогших. Их старались парить в бане трижды в месяц. Воду в баню натаскивали из ближайших рек. В частности, московские князья, любившие купание, мылись водицей из Москвы-реки. А Иван Калита вообще повелел построить от реки деревянную трубу в Кремль, чтоб вода для мытья всегда была под рукой.

Высокоученая Добродея, внучка Мономаха, живя в Византии в 12 веке, излечивала людей травами и баней, устроенной по-русски. Великие знания, почерпнутые ею из книг Галена и Асклепия, подтверждали ее убеждения о целительном воздействии мови.
С древности русская баня, без сомнения, претерпела заметные изменения, но сохранила свою особенную, уникальную сущность.