Русская изба как произведение искусства

Изба является традиционным жилым сооружением Древней Руси. Русский тип избы с угловой печью сохранился с древнейших времен до наших дней и основа сооружения – жилая «клеть», существенно не изменилась. Строительная и художественная традиции русской избы сохранились в памятниках зодчества XVIII — начала XX веков. Тип русской избы, бесспорно, является памятником архитектуры Древней Руси, но это еще не показатель того, что изба является подлинным произведением искусства.

Это сооружение – жилье, и оно тяготеет скорее к типичности, чем к исключительности, в нем предельно доминирует функция и функция эта исключительно утилитарна. Ценность и уникальность русской избы определяется исследователями так же скорее с позиции технологической искусности ее изготовления. При этом художественное произведение мыслится далеко не только в качестве искусно произведенной вещи, а скорее в качестве того, что обладает глубинным содержанием. Какое содержание может являть собой русская изба как произведение искусства?

Традиционно изба представляет собой четырехгранный сруб с двускатной кровлей — это наиболее простой, а потому предположительно исходный вариант русской избы как типового сооружения. Русская изба предназначена для жилья и представляет собой стабильную целостность, которая функционирует как система – каждый ее элемент имеет свое определенное место, отвечающее его функции, что позволяет выполнять свою функцию избе в целом как тому, что организует жилое пространство человека.

Центральная характеристика избы как жилого сооружения – ее целостность в качестве ансамбля – единства архитектурного объема, декора и интерьера. Поскольку избы на Руси рубились артелями из нескольких мастеров-универсалов, то сам сруб,кровля избы, ее резной декор и мебель изготовлялись одними мастерами одновременно с постройкой дома. По причине этого единства фасадный декор и предметы интерьера избы искусно строились зодчими по принципу архитектурных элементов. Каждый предмет декора и обстановки изготовлялся для определенного места и их перемещение принципиально не предполагалось: так, мебель для определенного места имела свой тип, а декоративные элементы употреблялись в устойчивом порядке.

То есть интерьер избы изначально планировался как предельно упорядоченное пространство, стабильный ансамбль – целостность, которая не предполагает дальнейших преобразований. Декоративная резьба фасада является обрамлением щипца двускатной кровли избы и представляет собой систему орнамента. Обрамление это составляет орнаментированная лента конструктивных элементов, что позволяет говорить о предельной значимости этого орнамента для сооружения – он буквально отождествлен с конструктом.
Элементы декора кровли восходят к языческому славянскому орнаменту.

Значение традиционных элементов орнамента резьбы позволяет прочесть кровельный декор как воплощение небесной сферы – Верхнего Мира в соответствии со славянской мифологией. Так, подзоры и причелины выполняются в традиционных формах «хлябей небесных» — это ярусы облачных небес, изображенных с помощью водного орнамента (зигзаги, простые и сложные плетенки, волнистые линии) в союзе со знаками истекающих капель – «груд». Орнамент полотенец содержит знаки, генетически восходящие к изображению солнца: центральное полотенце содержит знак статичного солнца – в зените, а пониженные боковые полотенца или кисти причелин – знаки солнца-свастики, то есть в его движении по небосводу, а также полусолнца как знаки восхода и заката. Знаки солнца в системе кровельного декора сопровождают солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии славян, являются «носителями» солнца по небосводу и явлены в скульптурных формах корней верхнего и боковых бревен кровли, которые стыкуются с солярными полотенцами. «Хляби небесные» — это знак небес в их наполненности влагой, что дает земле жизнь. В избе этот орнамент фланкирован двумя желобами кровли для стока дождевых вод. Так, в системе избы представлено реальное схождение влаги- жизни из «небесной сферы» причелин – процессы «небесной сферы» избы сообщаются с реальными небесными процессами. Таким образом, декор фасада своей символикой вписывает избу как жилое пространство человека в окружающий его мир в качестве его естественного элемента. Одновременно фасадная резьба – это конструкт кровли, а значит — посредством нее все жилое пространство человека находится под покровом – покровительством Верхнего Мира – небес.

В качестве элемента, замыкающего конструкцию избы и доминирующего в ее внешнем облике, орнаментальная резьба фасада сообщает свое содержание всему сооружению и позволяет увидеть избу в целом как явление Мировой системы – Универсума, Вселенной. Посредством включения декора кровли изба являет ярусную структуру Мира, которая пронизана осью этого Мироздания – конструкцией печи, что держит все ярусы в единстве. Предельная конструктивность декора и выявление им конструкта избы есть средство явления такой четкой структуры Мира человеку. Элемент декоративно-прикладного искусства – система орнамента избы наделяет все сооружение качеством произведения искусства. Орнамент – отнюдь не декорация, а, скорее, некий «замковый камень», что «схватывает» собой конструкцию – держит избу в качестве предельной целостности. Элементы декоративно-прикладного искусства сообщают архитектуре русской избы способность являть целостную структуру Мироздания, Вселенной.

Особенность этой Вселенной в том, что в нее изначально вписан человек – хозяин избы, как органичный элемент этой Мировой Системы, который имеет возможность действовать в ней, жить. Специфика русской избы состоит в том, что она служит человеку не просто жильем, но его ориентиром в целом Мире, его личным, фиксированным местом во Вселенной. Быт человека здесь – способ бытия в этом Мире. Изба как жилое пространство дает человеку возможность связи с Космосом, органичной и ежедневной, устанавливающейся посредством любого бытового действия, поскольку это пространство организует также и ритм жизни в соответствии с ритмом явленной Вселенной. То есть русская изба выступает посредником в отношении человека и Космоса, Вселенной, являет место человека в Мире. Изба в единстве конструкта и декора, выполняя свою утилитарную функцию, одновременно служит человеку предельно неутилитарно – вписывает человека в Мировую целостность, являет собой содержание Мира, то есть выступает в качестве произведения искусства.